Архитектура г.Бишкек                               

     Внешний облик современного Бишкека являет собой уникальное сочетание различных историко-архитектурных пластов - новомодных домов в  стиле модерн, советских «типовых» зданий и дореволюционных  построек, каждая из которых являет собой уникальный образец архитектуры.

     В ходе проводимых еще в царские времена археологических исследований было установлено, что первые поселения на территории  современного Бишкека относится к эре Мезолита (6-5 тыс. до н.э.). Однако, это  был не единый город, а территории различных каганатов, которые  в средние века (8-12 вв.) оформились в 10 довольно крупных городищ, по меркам того периода.

     Дату возникновения современного Бишкека историки соотносят со строительством племенем солто первой кыргызской крепости Пишпек в  середине 18 века. Именно отсюда, от городища Кузнечная крепость, и берет  свое начало история градостроительства столицы Кыргызстана.  Первый регулярный план города 1878 года, задавший его современный внешний вид, предусмотрел прямоугольную сетку улиц, протянутых с  севера на  юг и с запада на восток. Такое расположение улиц сказалось на квартальном типе застройки города, изначально представлявшем собой  одно- и двухэтажные дома, позже четырех и пятиэтажки и, относительно  недавно, девяти и более этажные высотки. Архитектура города во  многом обусловлена его географическими особенностями: столица Кыргызстана расположена в центре Чуйской долины у подножья Кыргызского  Ала-  Тоо на высоте 700-850 м над уровнем моря. Территория города имеет равномерный уклон в 2,5 - 3% с юга на север.

     Бишкек возник в пойме бассейнов рек Аламедин и Ала-Арча, русла многих рукавов которых за 100 с лишним лет менялись и, в конце концов, были зарегулированы и слиты с общей ирригационной сетью. Основные  русла на отдельных участках имеют бетонные набережные с оградами и связаны с планировочной структурой улиц и кварталов. Характерной чертой Бишкека является сеть арыков, необходимая городу для полива зеленых насаждений. Арыки, ограничивающие тротуары и проезжие части, делают общий вид города еще более четким. Особого внимания в плане архитектуры города заслуживают всевозможные памятники, монументы и мемориальные комплексы. Среди них два Вечных огня - героям Великой Отечественной войны и борцам за советскую власть, а также памятники известным людям, оставившим след в истории народа, и мемориалы, воздвигнутые в память значимых для страны событий. Целым мемориальным комплексом являются Площадь Победы, Аллея героев на бульваре Молодой Гвардии, аллея видных деятелей Киргизской ССР на проспекте Эркиндик и другие.

     Государственный список памятников Бишкека, насчитывает 312 единиц, из которых 13 являются памятниками археологии, 109 - истории, 123 - архитектуры, 11  - садово- парковой архитектуры, 51 -, декоративно-монументального  искусства и 5 - мемориальных. Все они требуют максимально бережного отношения и охраны,  что подтверждает их особый статус. Они располагаются по всему городу, однако наибольшее их скопление находится на участке,  ограниченном проспектами  Жибек-Жолу и Молодая гвардия, железной дорогой и рекой Аламедин. По всему городу, и, главным образом, по его центральной части разбросаны обособленно  поставленные общественные здания,  большинство из которых имеет особое значение в плане архитектуры: цирк, Национальная библиотека, библиотека им.  Чернышевского, Дворец бракосочетаний, Кыргызский драмтеатр, Дом правительства и другие. На протяжении  более чем 140 лет и, особенно в период СССР,  Бишкек (Пишпек, Фрунзе), застраиваясь, образовывал архитектурные ансамбли, представляющие собой здания и сооружения, объединенные общим замыслом и  стилистикой. К ним  можно отнести, в частности, площадь Ала-Тоо, Привокзальную и Университетскую площади, бульвары Эркиндик и Молодой гвардии. 

     Исторический городской ландшафт особенно заметно видоизменился в последующее время. Как и во всем Советском Союзе, в Киргизской ССР строились  типовые дома различных серий, соответствующие тому или иному периоду  - «ленинки», «сталинки», «хрущевки». Это сделало похожим Бишкек на десятки других  советских городов. Однако, именно это время является временем формирования кыргызской архитектурной школы, совместившей в себе  общесоветский стиль и национальный колорит. В 40-е годы XX века на севере столицы силами жителей был построен Большой Чуйский канал (БЧК), ставший одной из главных водных артерий города и условно разделивший его на  верхнюю и нижнюю зоны. Последняя характеризуется постройками усадебного типа - наиболее приемлемыми в данной местности с точки зрения сейсмологии. В союзные времена город Фрунзе по праву считался одним из самых зеленых столиц СССР. В это время в разных его частях разбиваются скверы и парки, постепенно облагораживаемые фонтанами, памятниками и аттракционами. После развала Советского Союза в Кыргызстане получили большое развитие всевозможные строительные изыски. Возведение элитных жилых многоэтажек, современных бизнес-центров и торговых комплексов значительно видоизменило облик города. Архитектура, начиная с середины 90-х годов, представляет собой синтез всевозможных стилей, что во многом объясняется привлечением иностранных предпринимателей, инвестирующих во всевозможные строительные проекты. Смена эпох, новый взгляд на историю народа не мог не отразиться и на памятниках: появляются новые, старые, утратившие свою актуальность, отступают в более скромные места. Так, например, памятник Ленину, некогда стоявший на главной площади Ала-Тоо, уступает место памятнику Эркиндик (Свобода), а сам «перебирается» на Старую площадь.

     Появляются и новые фигуры - перед Кыргызско-Российским Славянским университетом, кстати, занявшим место прежнего Дома офицеров, появляется памятник Александру Сергеевичу Пушкину, а в фойе вуза - памятник одному из инициаторов его создания - первому президенту России Борису Ельцину. Появляются мемориал и памятник воинам-баткенцам - в парке Победы (на Южных воротах) и около Министерства обороны. В знак уважения к целой плеяде людей, поднявших культуру кыргызского народа, за филармонией им. Токтогула Сатылганова появляется коллективный памятник, а некогда непримечательный тротуар к западу от нее же образует Молодежную аллею, завершающую общую композицию, состоящую из самой филармонии, мэрии, Главного корпуса Национального университета и Международного университета Кыргызстана. В последнее десятилетие в Бишкеке появилось сразу несколько фонтанных комплексов - на площади Ала-Тоо, перед Домом правительства и около въезда в город со стороны аэропорта «Манас».