Транспорт      

    Бишкек - сегодня крупнейший транспортный узел включающий комплекс объектов инфраструктуры всех видов транспорта, которые расположены на территории страны. Определяющее значение для транспортного узла имеет его выгодное геополитическое положение в системе международных и внутренних транспортных коммуникаций.

    Транспортно - логистический комплекс Бишкека обеспечивает экспорт товаров кыргызских предприятий и поставки импортных товаров народного потребления, комплектующих и оборудования для всех отраслей промышленности страны. Транспортно - логистический комплекс города является одной из важнейших отраслей жизнеобеспечения Бишкека, от функционирования которой зависит качество жизни населения, эффективность работы других отраслей экономики и возможности использования градостроительного и социально-экономического потенциала.

     Пассажирооборот всех видов транспорта за 2014 год составил 5355,4 млн. пасс. км (104,3%). Пассажирооборот автотранспортом составил 3687,9 млн. пасс. км (105,0%), в том числе автобусами – 36685,6 млн. пасс. км и троллейбусами –73,1 млн. пасс. км.

     Всего на балансе мэрии города Бишкек имеется 179 троллейбусов, из них 30 единиц подлежат к списанию в связи с истечением срока эксплуатации, 4 являются учебными, 1 грузовой троллейбус. В эксплуатации находятся 144 пассажирских троллейбуса, которые осуществляют перевозку пассажиров по 9 маршрутным линиям. Кроме этого, на стадии оформления находятся 4 новых троллейбуса.

     Также, на балансе мэрии имеется 460 единиц автобусов, из них в рабочем состоянии находится 215 автобусов, 98 автобуса простаивают в ожидании ремонта, подлежат к списанию 147 автобусов.

     Наряду с муниципальным транспортом на маршруты города ежедневно выезжают от 2400 до 2500 единиц микроавтобусов 40 коммерческих (частных) фирм, обслуживающих 119 микроавтобусных маршрутов, с плановым выходом 2643 ед.

          Объем грузоперевозок всеми видами транспорта за 2014 год составил 6655,8 тыс. тонн (102,1%).

     Городской пассажирский транспорт (ГПТ) обеспечивает ежедневные транспортные потребности населения города Бишкек. ГПТ является сектором смешанной экономики частных и муниципальных предприятий общественного транспорта.

         Пассажирские перевозки по городу Бишкек осуществляют:

     -муниципальное пассажирское предприятие - Бишкекское Троллейбусное Управление (БТУ). Ежедневно, выходят на маршруты города - 80 троллейбусов  (из них 21 единица новых, энергосберегающих, низкопольных, производства Беларусь) по 7-ми маршрутам с общим плановым выходом – 87 ед.

     -муниципальное пассажирское предприятие - Бишкекское пассажирское автотранспортное предприятие (БПАТП). Ежедневно, в среднем, выходят на маршруты города, 250-260 автобусов средней вместимости (плановый выход – 396) по 20 маршрутам.

        Также, на маршруты города ежедневно выезжают от 2150 до 2350 единиц микроавтобусов от 41 коммерческой (частной) фирмы, обслуживающих 122 микроавтобусных маршрута.

        Микроавтобусы обслуживают жителей столицы, включая отдаленные новостройки, жил.массивы и  сектора столицы, где, из-за дорожных условий, эксплуатация  автобусов и троллейбусов не возможна.

    На сегодня из существующих 48 жилых массивов обслуживаются общественным транспортом 38 жил.массивов, то есть жил.массивы, где позволяют дорожные условия движению микроавтобусов и автобусов. Там, где условия не позволяют, жители этих жил.массивов пользуются вблизи проходящими маршрутами.     

       Перспектива: Согласно анализу состояния сектора пассажирских перевозок  (экспертов Всемирного банка, ЕБРР и др.) городу необходимо приобрести дополнительно, в 2-3 этапа, 150 троллейбусов,  500 автобусов большой вместимости или 700 автобусов средней вместимости, с целью восстановления всех троллейбусных и автобусных городских маршрутов и высвобождения  микроавтобусов.

      Железнодорожный транспорт. Бишкек связан железнодорожным сообщением со всеми регионами Кыргызстана, странами СНГ и далее со странами Европы. Железнодорожный узел города Бишкек является продолжением железных дорог соседних государств, которые на севере следуют из Казахстана до Бишкека и далее до Балыкчы на северо-западном побережье Иссык-Куля, на юге- из Узбекистана к Ошу и Джалал-Абаду на востоке Ферганской долины.

      Из-за крайне сложного горного рельефа развитие железнодорожного транспорта ограничено. Протяженность железных дорог около 370 км.

     Развитие железнодорожной инфраструктуры

   Приоритетной задачей Государственного предприятия национальная компания «Кыргыз темир жолу» при Министерстве транспорта и коммуникаций КР является реализация проекта по строительству китайско- кыргызско- узбекской железнодорожной магистрали, с формированием южного коридора Евразийской трансконтинентальной железнодорожной магистрали, которая пройдя через всю территорию Кыргызстана, соединит Тихоокеанские порты с Персидским заливом и Средиземноморьем.

     Реализация данного крупномасштабного проекта, предполагающего освоение инвестиций в размере более 2 млрд.долл. и получение ежегодных доходов порядка 210 млн.долл., без всяких сомнений, даст огромный толчок социально-экономическому развитию Кыргызстана.

 

Воздушный транспорт Кыргызстана занимает приоритетное место среди других видов транспорта, так как страна не имеет выхода к морю. В столице функционирует международный аэропорт «Манас», который расположен в 23 км от городской черты.

      Международный аэропорт «Манас» способен принимать все типы воздушных судов, располагает одной из лучших ИВПП в регионе. Маршруты перевозок охватывают страны Европы, Азии и Ближнего Востока.

       В настоящее время в Международный аэропорт «Манас» выполняют регулярные рейсы 18 авиакомпаний: из них 4 отечественные и 12 международных.

       За 6 месяцев текущего года выполнено 11 295 рейсов и перевезено 9,9 тонн грузов, что превышает показатели аналогичного периода прошлого года на 22,5% по рейсам и на 6% по грузам.

      В целом аэропорт продолжает наращивать динамику пассажироперевозок как на международных, так и на внутренних направлениях путем открытия ряда новых перспективных маршрутов, а также увеличением частоты полетов на уже существующих направлениях.

      Международный аэропорт «Манас» обладает авиационно-техническим комплексом для обслуживания воздушных судов.