Приложение к

постановлению Бишкекского городского кенеша №______

от «____» ________ 2017г.

 

 

ПРОГРАММА 

социально-экономического развития города Бишкек на 2017-2020гг.

«Город благоприятных условий»

 

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ

 

Программа развития города Бишкек на 2017-2020 годы «Город благоприятных условий» является комплексным стратегическим документом, определяющим ориентиры развития города Бишкек на ближайшие 4 года.

         Необходимость разработки и реализации новой программы обусловлена динамически меняющимися внешними факторами, а также растущими потребностями жителей и гостей столицы. В мире сегодня нарастает конкуренция на уровне городов. Бишкек стремится занять свое достойное место в международном пространстве и быть одним из самых привлекательных городов Центральной Азии.

Успех развития города важен для всей страны, как для административно-политического, экономического, научно-образовательного, историко-культурного, туристического центра, главного транспортного узла республики, центра концентрации финансовых ресурсов.

Принятие данной программы совпадет с принятием программы Жогорку Кенешем Кыргызской Республики программы «Жаңы доорго кырк кадам» и Концепция региональной политики на период 2018-2022 годов. В Программе Правительства Кыргызской Республики одним из 40 шагов определен шаг по развитию городской инфраструктуры, куда вошли перспективные проекты города Бишкек, разработанные в соответствии с данной программой городского развития. В рамках первого шага «Таза коом» Программы Правительства Кыргызской Республики предусмотрен комплекс мероприятий по внедрению «Умного города».

Концепцией региональной политики на период 2018-2022 годов город Бишкек определен как пилотный наряду с 20 городами и населенными пунктами для формирования на их базе центров развития. Точкой роста первого уровня для города Бишкек является преобразование его в региональный сервисный информационно-коммуникационный центр.

Она также имеет преемственность с прежними управленческими и стратегическими документами города Бишкек, такими как Программа развития города Бишкек «Обновленная столица» на 2009-2012 годы, Программа социально-экономического развития Бишкек на период 2014-2018 годы «Город открытых возможностей».

Разработка документа велась с учетом многочисленных пожеланий, ожиданий и нареканий жителей города Бишкек и его гостей. Функция Программы развития города – это координация деятельности всех созидательных и конструктивных слоев горожан, инициативных групп и муниципальных институтов, а также партнеров по развитию во благо устойчивого роста города Бишкек. Но вместе с тем, главная ответственность за реализацию будет лежать на мэрии города Бишкек и всех муниципальных службах.

Программа направлена на то, чтобы сделать Бишкек современным деловым центром, с развитой инфраструктурой, с уникальными социокультурными характеристиками, связанными с добротой граждан, уютом улиц и скверов, разнообразием городской жизни для всех поколений.

 

РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

 

Глава 1. Информация о Бишкеке

        

Сегодня город Бишкек - столица, душа и сердце Кыргызской Республики, ее политический, экономический, научный и культурный центр, главный транспортный узел.

Город стремится к новой жизни. Он стремительно преобразовывается в условиях свободного предпринимательства, требований адекватного соответствия динамично развивающегося мира, новых возможностей и технологий.

            Расположен город Бишкек на севере республики в предгорье Тянь-Шаня, на высоте 700—900 м над уровнем моря. Благодаря своему географическому расположению, город находится вблизи красивейших природных достопримечательностей и является одним из центров международного туризма в Центральной Азии.

Город Бишкек – город, богатый природными ресурсами для комфортного и экологичного проживания, это вкусная чистая питьевая вода, свежий воздух, красивая природа, белоснежные горы, умеренный климат и другое.

            Здесь сосредоточено большинство музеев, галерей, магазинов, парков, скверов, площадей, ресторанов и кафе. Бишкек является крупнейшим научно-образовательным центром в Центральной Азии, где обучается наибольшее количество иностранных студентов.

         Будучи столицей, Бишкек принял и разместил посольства иностранных государств и представительств международных организаций. В Бишкеке сосредоточены высшие органы государственной власти республики, представительства крупнейших экономических субъектов республики.

            Население города характеризуется быстрым темпом прироста, что обусловлено внутренней миграцией из других регионов и высоким уровнем рождаемости. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики постоянно проживающее население города на январь 2017 год составляло 980 тыс. человек, число наличного населения составляет 1,1 млн. человек. Согласно демографическому прогнозу ожидается, что к 2020 году население вырастет до 1,2 млн. человек.

В городе Бишкек относительно молодой состав населения - 46 процентов общей численности составляют дети и подростки, 43 процента - лица трудоспособного возраста и 11 процентов - старше трудоспособного возраста.

Город Бишкек всегда был и остается многонациональным городом, где проживает более 20 национальностей, что способствует культурному многообразию жизни.

Географическое расположение города, транспортное соединение с крупными городами Центральной Азии, расположение на крупнейших транснациональных автомобильных магистралях, а также присоединение Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу, открывают широкие возможности для того, чтобы Бишкек занял достойное место в глобальной экономике и международной конкуренции между городами.

На сегодняшний день валовый региональный продукт, производимый городом, составляет 36,8 процентов от общегосударственного. Основными экономическими направлениями, формирующими добавленную стоимость, являются: рыночные услуги - 68%, в том числе торговля – 19%, строительство – 7%, промышленность – 5%.

 

Глава 2. Траектория движения

        

В настоящее время при поддержке партнеров по развитию (Европейский банк развития и реконструкции, Китайская Народная Республика, Швейцарское правительство, Европейский Союз) реализуются крупные муниципальные проекты по улучшению инфраструктуры и благоустройству города.

         Первое направление связано с улучшением водоснабжения и реабилитации канализации города. Здесь основные усилия будут приложены к увеличению мощности на водозаборе «Орто-Алыш», строительству магистрального водопровода и канализационного коллектора, реконструкции водопроводных сетей. Благодаря этому улучшится доступ горожан к чистой питьевой воде и канализации.

         Полным ходом идет реализация  проекта по улучшению системы управления твердыми бытовыми отходами. Планируется полное закрытие и рекультивация существующей свалки твердых бытовых отходов, и строительство нового санитарного полигона, также  мусоросортировочного цеха, соответствующих  международным стандартам. Для улучшения санитарного состояния города  и своевременного  вывоза мусора приобретено более 5000 контейнеров, 33 мусоровоза и построено 800 площадок для сбора мусора.

Особая роль отводится улучшению транспортной инфраструктуры города, направленной на повышение уровня дорожной безопасности и качества транспортного обслуживания населения. При поддержке Правительства Китайской Народной Республики уже построено  и  реабилитировано 5 улиц, протяженностью 6,32 км.

В 2016 году началась реализация Программы по реконструкции и реабилитации межквартальных и внутри микрорайонных дорог. Это означает, что одновременно с центральными улицами и магистралями осуществляется ремонт дорог местного значения в микрорайонах и жилых кварталах. Программа охватывает 92 улицы общей протяженностью  98  км и рассчитана на срок до 2018 года.

Восстанавливаются и благоустраиваются остановочные комплексы, обустраиваются перекрестки на центральных улицах города с организацией «островков безопасности» для пешеходов. В целях обеспечения безопасности пешеходов, произведена реконструкция 2-х подземных пешеходных переходов, ведутся работы по строительству 2-х надземных переходов в местах интенсивного движения пешеходов. Установлены разделительные ограждения по ключевым магистралям города, организовано круговое движение на отдельных перекрестках.

Приводятся в соответствие технические средства регулирования дорожного движения, за последние два года установлено и заменено более 4000 дорожных знаков, обновляется дорожная разметка, дополнительно установлено 10 светофорных объектов, дополнительные секции на 16 светофорных объектах, звукосигнальные устройства для лиц с ограниченными возможностями здоровья на 13 перекрестках.  Следует отметить, что с 2016 года практически вся дорожная разметка выполняется из долговечных материалов (термопластик, холодный пластик, со светоотражающими элементами), отвечающих современным требованиям.

Проведена работа по повышению надежности функционирования энергохозяйства Бишкекского троллейбусного управления. Ведется целенаправленная деятельность по пополнению парка комфортабельным пассажирским транспортом большой вместимости, в ближайшее время в городе появится 52 новых троллейбуса.

         В сфере городского освещения проводится последовательная работа по замене существующих светоточек на современные энергосберегающие осветительные приборы типа LED. С 2016 года модернизировано 38 процентов от общего количества  действующих  светоточек или более 10 тыс. единиц.

В 2017 году завершился проект реконструкции Бишкекской ТЭЦ. По итогам проведенных работ установленная мощность ТЭЦ достигла 812 МВт, следует отметить, что в ходе реконструкции внедрена система полноценной очистки дымовых газов с целью снижения ущерба окружающей среде и отвечающая самым жестким экологическим требованиям.

В целях улучшения качества электроснабжения и обеспечения энергетической безопасности столицы, завершается строительство трех высоковольтных подстанций «Орто-Сай» (Орто-Сайский рынок), «Спорт» (ул. Исанова / пр. Чуй), «Бишкек» (ул. Т.Айтматова / ул. Салиевой, Саратовская), общая стоимость проекта составила 8,5 млн.долл.США. В целях обеспечения северной части города электричеством построена линия электропередач от подстанции Тепличная до жилого массива «Калыс-Ордо», протяженностью 8 км.

Впервые в истории энергетической отрасли Кыргызстана, в целях улучшения экологической ситуации и снижения потребления топливных ресурсов, в городе Бишкек силами КП «Бишкектеплоэнерго» построен промышленный гелиоколлектор на котельной «Гагарина» в микрорайоне Джал площадью 800 м2 и мощностью 0,5 МВт. С учетом успешных результатов данной инициативы муниципалитет планирует строительство гелиоколлекторов на 64 городских котельных.

В рамках инвестиционной программы ОсОО «Газпром-Кыргызстан» идет активная работа по газификации жилых массивов города Бишкек. На сегодняшний день завершены работы по газификации 9-ти жилых массивов города с общим охватом более 2-х тысяч домохозяйств (Керемет, Касым, Кайынды, Керамическая, Щербакова, Балбан Таймаш, Буурдинская, Жениш и Саламалик).

ОАО «Бишкектеплосеть» в 2016 году завершило строительство насосной станции № 7 для улучшения теплообеспечения и горячего водоснабжения жилых районов  южной зоны.

          Произведена масштабная реконструкция тепличного хозяйства МП «Зеленстрой». Полным ходом идут масштабные работы по реконструкции питомника, что позволит в ближайшие 3-4 года обеспечить столицу высококачественным посадочным материалом собственного производства.

Учитывая, плачевное состояние, что зеленый фонд, не обновлено которого не производилось последние 20 лет, мэрией реализуется программа реконструкции городского озеленения, в рамках которого  МП «Зеленстрой» начал активную посадку крупномерных саженцев. В текущем году высажено более 6000 деревьев. Всего в течение года планируется посадить более 15 тысяч  крупномерных саженцев, таких как клен, дуб, катальпа, береза, ясень, каштан, тополь, платан и липа.

Для обеспечения полива в период с 2016-2017годы построено и реконструировано 35 км. ирригационных сетей, 8,1 км. поливочного водопровода, запущено в эксплуатацию 15 скважин.

Для обеспечения эффективной работы муниципальных предприятий с учетом поставленных задач, значительные средства городского бюджета направлены на обновление парка специализированной техники. Только за 2017 год было приобретено 48 единиц различных машин и оборудования.  

Впервые для своевременной уборки и обслуживания городских дорог, тротуаров и парковых зон в летнее и зимнее время закуплена специализированная снегоуборочная техника, тротуарно-подметальные машины и минитрактора.

            За период 2016-2017 годы былы построены и открыты и реконструированы следующие объекты социальной инфраструктуры: две школы в жилом массиве «Калыс-Ордо» на 660 мест и в микрорайоне «Джал» на средства гранта Китайской Народной Ремпублики на 600 мест, 3 детских садика в жилищных массивах «Кок-Жар» на 280 мест, «Кайынды» на 50 мест, «Колмо» на 140 мест. На стадии завершения строительства школа в жилом массиве «Ак Ордо». Производятся ремонтно-строительные работы с усилением несущих конструкций по 4-м школам. Благодаря этому увеличится мощность на 2800 посадочных мест. Возвращены и отремонтированы 2 детских сада в мкр.Асанбай и по пр.Молодой Гвардии, переданные в последствии Общественной Организации «Оберег», «Рука в руке».

В плане развития городской  культуры и создания городских общественных пространств и событий в городе проведены такие мероприятия, как международный Бишкекский форум культур встреча Азиатско-тихоокеанского сектора CIOFF, в рамках которого  представленна презентация кыргызской культуры в рамках официальных международных организаций и национальных культур мира; по эстафете проводятся районные музыкальные вечера под открытым небом; проведен III международный фестиваль классической музыки TENGRI music 2017. В целях пропаганды здорового образа жизни, массового привлечения детей и подростков занятиям физической культуры и спорта во всех общеобразовательных школах проводится проект «Школьная Лига» по 13 видам спорта, с общим охватом участников более 8000 детей и подростков. Особенность проекта заключается в том, что в данном проекте принимают участие дети и подростки, не задействованные в спортивных кружках.

 

Глава 3. Факторы, влияющие на развитие

 

§ 1. Географический фактор

 

         Для города Бишкек уже сейчас характерна сверхконцентрация населения, при этом ожидается, что население будет постоянно расти. Это приведет к росту давления на обязательства города и уже сейчас необходимо об этом задуматься. Также характерны сложные сейсмологические и инженерно-геологические условия.

Градостроительное расширение города ограничено с севера и юга, так как основная часть северных районов города расположена в зоне 10-бальной сейсмичности, в условиях просадочных грунтов.

         На юге город вплотную приблизился к тектоническому разлому и подошвам Центрального и Западного холмов. Данный фактор серьезно ограничивает расширение зоны развития и застройки.

Вместе с тем, согласно генеральному плану города Бишкек предполагается  расширение города в западном и восточном направлении, в котором возможна застройка. Однако, данные территории в настоящее время находятся в административных границах Сокулукского и Аламединского районов.  

Существует потребность в урегулировании вопроса передачи в муниципальную собственность анклавных территорий, определения и утверждения административных границ города.

 

§ 2. Урбанистический фактор 

 

Генеральный план развития города Бишкек на период до 2025 года не в полной мере отвечает сложившейся градостроительной ситуации. В последние годы, как вынужденная мера при отсутствии ПДП города и схемы развития инженерных сетей, проектирование и строительство зданий и сооружений ведется в соответствии с эскизами проекта застроек, то есть без наличия полноценной градостроительной документации.  Бессистемность застройки городских территорий можно отнести как к одному из сдерживающих факторов прогрессивного городского развития.

Сегодня ситуация характеризуется почти полным отсутствием удобных для строительства территорий. Город испытывает большие трудности с выделением и формированием муниципального земельного фонда, необходимого для строительства объектов социально-бытового назначения и жилищного строительства. 

Развитие инженерных сетей города Бишкек требует разработки комплексной программы развития, реабилитации, модернизации и увеличения мощностей.

Вследствие бессистемного отвода земель муниципалитет сталкивается с необходимостью внепланового использования городских и пригородных земель, что приводит к перегрузке и ускорению износа обслуживающей инфраструктуры, увеличению аварийности городских сетей и снижению доступа к ним при строительстве новых объектов.

 

§ 3. Инфраструктурный фактор

 

Обслуживающая городская инфраструктура на сегодняшний день имеет высокую степень износа. Все базовые инфраструктуры требуют скорейшего обновления и модернизации, в соответствии с растущими потребностями горожан в комфортной городской среде. В первую очередь, требуется модернизация и увеличение мощностей городских систем, обеспечивающих население водой и электроэнергией. Нуждаются в обновлении системы канализации, теплоснабжения, обеспечение уличным освещением, сортировки бытового мусора.

Чрезвычайно актуальным становится вопрос активной транспортной политики и регулирования уровня автомобилизации населения. Пересмотр приоритетов от личного транспорта к общественному транспорту, за счет повышения качества транспортного обслуживания (увеличение доли комфортабельных автобусов и троллейбусов большой вместимости, увеличение регулярности и сокращение интервалов движения по маршрутам), улучшения организации и повышения уровня безопасности дорожного движения, с применением современных автоматизированных систем управления, упорядочения парковки автотранспорта и развития велоинфраструктуры.

Для решения транспортных проблем и недопущения образования «дорожных заторов», необходима полноценная реализация Программы по реконструкции и реабилитации межквартальных и внутри микрорайонных дорог и Концепции развития уличных дорожных сетей на 2016-2018годы, предусматривающих реконструкцию существующих и строительство новых дорог, особенно в жилых массивах города, с учетом формирования парковочного пространства, благоустройства остановочных комплексов и конечных остановочных пунктов по маршрутам движения общественного транспорта, строительства  транспортных развязок, эстакадных мостов, надземных переходов, реализацией других мероприятий по улучшению городской инфраструктуры и улучшению организации дорожного движения.

 

§ 4. Социальный фактор

 

Среди основных социальных проблем следует выделить переуплотнение дошкольных и школьных учреждений, недостаточное материально-техническое обеспечение систем городского образования, здравоохранения и культуры. Немаловажное значение имеет усиление адресного подхода поддержки малоимущих жителей, профилактики и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, снижение уровня насилия и жестокого обращения с женщинами и детьми.

Современная городская культура испытывает нехватку культурно-просветительских и спортивно-развлекательных объектов, необходимость создания благоприятных условий для массового отдыха горожан и гостей столицы, обеспечения сохранения объектов культурного наследия.

Остро стоит вопрос об обеспечении сбалансированности и справедливости доступа к качественным социальным услугам, независимо от территориального размещения. Все части города, особенно жилые массивы нуждаются в доступе к объектам социальной инфраструктуры.

 

§ 5. Экологический фактор 

 

На ухудшение экологической ситуации сказываются три фактора: быстрые темпы урбанизации, увеличение плотности населения и сокращение количества зеленых насаждений общего пользования.

Так, раньше город Бишкек считался одним из самых зеленых городов СССР, когда на одного горожанина приходилось 21 кв. метров зеленых насаждений, сейчас этот показатель снизился до 11 кв. метров.

Необходимо принять во внимание вероятные риски снижения приточности горных рек, в том числе, рек Аламедин и Ала-Арча, а также в БЧК, что скажется в целом на экологической ситуации в городе.

 

§ 6. Экономический фактор

 

Формирование и исполнение бюджета города не в полной мере отвечает приоритетам и нуждам населения. Город Бишкек, обеспечивая значительную часть государственного бюджета, оставляет в местном бюджете лишь 32 процента доходов.  

Финансовое обеспечение как вопросов местного значения, так и прямых расходных обязательств Правительства Кыргызской Республики в условиях ограниченности ресурсов, вызывает значительные риски системного кризиса в бюджетной политике города.

Из бюджета города Бишкек финансируются расходные обязательства Правительства Кыргызской Республики в сфере налоговой политики, охраны общественного порядка, экологии, государственных гарантий по образованию и другие.

У местного самоуправления отсутствуют четко регламентированные  механизмы и методы воздействия на увеличение налоговых поступлений.  Достижение эффективного использования внутренних ресурсов возможно путем улучшения администрирования поступлений налоговых платежей.  В то же время, данная функция находится вне компетенции органов местного самоуправления.

 

Глава 4. Целевая группа горожан

        

Учитывая главные демографические характеристики населения города, необходимо отметить, что доминирующие социально-общественные процессы будут связаны с молодым поколением. Это определяет, что в политике города первым фокусом должно стать создание благоприятной городской среды для молодежи.

         Вместе с тем, Бишкек является столицей Кыргызстана, где размещены государственные, административные, дипломатические и международные учреждения. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость учета интересов второй целевой группы и формирование политики города по созданию комфортного городского бизнес климата.

Благодаря природно-климатическим характеристикам, географическому расположению города, а также благоприятному визовому режиму, Бишкек является одним из ключевых пунктов в туристических маршрутах зарубежных гостей. В этой связи, город должен предусмотреть в своей политике формирование среды, позволяющей иностранным туристам максимально комфортно и безопасно находится в Кыргызстане.

Заключительная фокусная группа привязана к периферийным территориям и здесь обязанность муниципалитета создать равные и справедливые условия жизни для горожан, проживающих удаленных районах города.

 

РАЗДЕЛ III. ОБРАЗ БУДУЩЕГО

 

Глава 1. Выбор модели

           

В рамках настоящей программы будет задан вектор на формирование города Бишкека, как города благоприятных условий через три ключевых преобразования: преобразование инфраструктуры, преобразование социально-культурного пространства, преобразование среды управления посредством внедрения современных технологий.

         К 2020 году будет задан устойчивый тренд развития города Бишкек с целью создания яркого по образу и событиям, комфортного и уютного по проживанию, вариативного и устойчивого по возможностям современного города, с собственной культурной уникальностью.

         Городу Бишкек будет возращен статус экологически чистого города, и он станет самым лучшим в Центральной Азии с точки зрения благополучия для здоровья горожан. Здесь будут внедряться и использоваться современные технологии, методы и способы улучшения экологической среды, обеспечение чистоты и устойчивости городской среды посредством реализации программ по озеленению города и территорий, прилегающих к южной части города (зеленые «легкие» города).

         Социальное обеспечение горожан будет доступно и по качеству своих услуг будет обеспечен одинаковый уровень независимо от месторасположения.

         Город Бишкек будет гармоничным с точки зрения обеспечения комфортного и свободного времяпровождения, эффективной трудовой занятости, благополучного природного окружения, и стабильной общественной обстановки.

 

Глава 2. Основные принципы

 

Принцип приоритетности потребностей и нужд горожан в деятельности муниципалитета с ориентиром на комфорт и качество жизни;

принцип ориентированности на повышение конкурентоспособности города в международном и региональном масштабе;

принцип справедливости и равномерности развития городских территорий и различных категорий горожан;

принцип культурного, национального, религиозного, деятельностного разнообразия и толерантность отношений;

принцип проактивного образа жизни горожан и организация городских пространств, удобных для этого;

принцип усиления роли и активности горожан за качество жизни в городе;

принцип ответственности и подконтрольности деятельности муниципалитета городской общественности.

 

РАЗДЕЛ IV. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

Глава 1. Продуманное развитие территорий

 

Для дальнейшего развития столичных функций, международного туризма и внешнеэкономической деятельности, коммерческо-деловой и обслуживающей сферы, торговли, деловых услуг и управления, с учетом утвержденного Генерального плана развития города Бишкек планируется совершенствование существующей застройки и проектирование пространств под новые   общественные центры   различного   уровня.

Формирование Бишкекской агломерации и создание новых центров активности и притяжения на периферии, развитие инфраструктурных объектов и коммуникаций в жилых массивах (газ, вода, дороги, транспорт, учреждения дошкольного и школьного образования, здравоохранения), стремление к обеспечению шаговой доступности основных объектов социальной инфраструктуры – парков, школ, детских садов, городских библиотек и центров обслуживания, центров семейной медицины (ЦСМ), спортивных объектов. 

Проработать и утвердить новые административные границы города. Город Бишкек обретет новый облик визуально привлекательного города в лучших традициях градостроительства, развития парков, общественного транспорта, достопримечательностей с применением новых технологий и возможностей.

Муниципалитет планирует следующие шаги:

Формирование открытой и компактной планировочной и архитектурно-пространственной структуры Бишкека с созданием выразительной архитектурно-пространственной композицией города и комфортной городской среды, при взаимоувязанном формировании системы общественных центров, культурно-исторических комплексов и транспортной инфраструктуры города и пригородов;

утверждение административной границы города Бишкек;

разработка Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) города Бишкек;

продолжить работу по разработке и утверждению градостроительной документации города Бишкек;

обеспечение источником водоснабжения и системой водоотведения Южного планировочного района на 100 тыс. жителей;

разработка и реализация архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Бишкек;

рассмотрение вопроса поэтапной замены воздушных электрических сетей на подземные;

с учетом ограниченности пространства и необходимости увеличения мощностей в условиях уплотненности общеобразовательных учреждений, предусмотреть строительство дополнительных корпусов и пристроек на территории существующих школ и детских садов в центральной части города;

картирование потребностей строительства новых Центров семейной медицины совместно с Министерством здравоохранения, с привлечением общественных организаций;

 

Глава 2. Удобная логистика и мобильность

 

К 2020 году территория города Бишкек на 100 процентов охвачена общественным автомобильным транспортом с шаговой доступностью 400-600 метров, сформирована оптимальная маршрутная сеть удобная для всех категорий населения и гостей столицы. Городская маршрутная сеть и схемы движения пригородных маршрутов общественного транспорта скоординированы. Увеличен охват города троллейбусным сообщением.

Созданы экономические и другие условия для устойчивой работы общественного транспорта и обновления подвижного состава. Не менее чем до 50 процентов увеличена доля перевозок общественным транспортом большой вместимости (автобусы и троллейбусы).

Снижена нагрузка на основные центральные дороги города, за счет строительства новых дорог и реконструкции существующей улично-дорожной сети, с учетом организации парковочного пространства, а также повышения привлекательности общественного транспорта.

Сформирована необходимая дорожная и транспортная инфраструктура: выполнено строительство надземных пешеходных переходов в местах интенсивного движения пешеходов, осуществлено строительство недостающих остановочных комплексов, остановки общественного транспорта благоустроены, обеспечены необходимой инфраструктурой конечные остановочные пункты, улично-дорожная сеть обеспечена необходимыми техническими средствами регулирования дорожного движения.

Упорядочена система парковок, эффективно работает система принятия мер к нарушителям правил парковок и правил дорожного движения, снижена вредное воздействие автомобильного транспорта на атмосферный воздух.

Настоящая Программа предусматривает:

Строительство новых городских дорог протяженностью 207 км., реабилитацию свыше 424,8 км. дорог;

благоустройство 110 остановочных комплексов, дополнительное строительство 32 новых остановочных комплексов, обустройство 19 конечных остановочных пунктов;

пополнение автобусного парка города на 350 единиц новых автобусов,                            с поэтапным замещением микроавтобусов на городских маршрутах;

закупку 50 новых троллейбусов, с открытием трех дополнительных троллейбусных маршрутов и увеличением среднего ежедневного выпуска на линию до 140 троллейбусов;

повышение требований к водителям общественного транспорта, усиление контроля за соблюдением ПДД и Правил пассажирских перевозок, с принятием строгих мер к нарушителям

инициирование перед Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики вопроса организации на пригородных территориях двух современных автостанций (восток-запад) с целью организации стоянок пригородного и иногороднего общественного транспорта и использованием городского общественного транспорта для перемещения по городу Бишкек;

введение, совместно с уполномоченными государственными органами  системы контроля и мониторинга вредных выбросов в атмосферу от автомобильного транспорта;

внедрение систем автоинформирования и электронной безналичной оплаты проезда в общественном транспорте города Бишкек;

формирование нормативно правовой базы, необходимой для упорядочивания парковки на городской территории, для привлечения   инвесторов  в данную сферу.

внедрение современной автоматизированной системы платной парковки на 47 муниципальных парковках вдоль городских дорог в рамках проекта государственного частного партнерства;

формирование условий для использования велосипеда, как транспорта для перемещения по городу (расширение сети велодорожек, создание выделенных полос для общественного транспорта и велосипедистов, инициирование внесения необходимых изменений в Правила дорожного движения и другие нормативные документы).

 

Глава 3. Благоустройство и комфорт жизни

        

Основные усилия городских властей направлены на обновление городской среды и модернизацию городской инфраструктуры: водоснабжение и водоотведение, тепло и газоснабжение, озеленение, лифтовое хозяйство.  В перспективе городская инфраструктура в состоянии эффективно обслуживать процесс дальнейшего развития столицы и соответствует потребностями горожан и гостей столицы в комфортной и безопасной городской среде, с достойным уровнем и качеством жизни.

В рамках Программы  планируется:

Реализация проекта «Наружное освещение городских улиц», продолжение замены существующих источников света на светодиодные энергосберегающие и строительство новых линий уличного освещения, что позволит снизить расходы на электроэнергию до 70 процентов и улучшить освещенность городских улиц;

ежегодное строительство сети распределительных газопроводов в  жилых массивах города и увеличение охвата населения жилых массивов города обеспеченностью газом;

обновление базы химико-бактериологической лаборатории ПЭУ «Бишкекводоканал»;

в целях экономного использования водных ресурсов, установка индивидуальных приборов учета воды в количестве 214 тыс. единиц;

инвентаризация водопроводных и канализационных сетей на городском, районом, квартальном уровнях;

реконструкция и ремонт тепловых сетей ОАО «Бишкектеплосеть» по 6,5 км и по КП «Бишкектеплоэнерго» по 2 км ежегодно;

посадка 46 тыс. деревьев и 15 тыс. кустарников и увеличение зеленых площадей 11 кв. метров на одного человека до 17 кв. метров;

разработка и легитимизация единой методики расчета площади зеленых насаждений в городе Бишкек;

разработка комплекса мер и требований по снижению пылевого загрязнения в городе Бишкек;

строительство, восстановление и капитальный ремонт поливочного водопровода 89 км;

строительство 23 км. новых и реконструкция 81 км. существующих коллекторно-дренажных сетей;

модернизация  в рамках инвестиционного проекта 650 муниципальных лифтов в городе, с дальнейшей передачей в общую долевую собственность жителей, разработкой тарифной политики, позволяющая обеспечить надлежащую эксплуатацию и содержание лифтов, с рассмотрением вопроса создания накопит